Велосипед зимой — это здорово!

Странное получилось дело, — велосипед в моей жизни уже много лет играет одну из самых главных ролей, при этом я так и не сподобился ничего написать на велосипедную тему. Что ж, буду исправляться. Сегодня, в самый разгар зимы, которая в этом году по-настоящему зимняя, я хочу поговорить о езде на велосипеде в холодное время года. Для меня это уже 15-я зима, которую я провожу в седле. За эти годы я наблюдаю постоянный рост числа людей, которые не закрывают велосезон, а продолжают кататься круглый год, независимо от погоды и температуры за окном. И это здорово!

Подготовка велосипеда

Для зимней эксплуатации подходит большинство современных велосипедов. В качестве исключения можно выделить шоссейные велосипеды (хотя и на них некоторые умудряются ездить зимой) и компактные складные байки наподобие Strida. За последние годы большую популярность получили велосипеды Fat Bike, которые прекрасно подходят для зимней эксплуатации, в частности для езды по рыхлому снегу и плохо укатанным дорогам.

Зимние велосипедные покрышки

Основным обязательным требованием к самому велосипеду является наличие специальной зимней велосипедной резины. На самом деле сейчас уже мало кого можно удивить шипованным велопокрышками. А вот раньше да, некоторые были крайне удивлены, когда видели байк, у которого на каждом колесе по 300 шипов. Зимняя резина для велосипеда — штука нынче весьма недешёвая. Некоторые модели могут иметь стоимость вполне сопоставимую с автомобильными покрышками. Но это безопасность, а на ней, как известно, экономить не стоит. Если вы не уверены в том, насколько нужна шиповка велосипеду и работает ли она вообще, то я вас уверяю, что да, работает и это подтверждают многие тысячи километров, которые проехал я (и многие другие велосипедисты) по зимним дорогам в самых различных условиях.

Освещение

Из прочего оборудования я рекомендую уделить внимание освещению. Зимний световой день весьма короток и поэтому важно, чтобы: а) вам было видно и б) вас было видно. Так что, как минимум, простые мигалки спереди и сзади должны быть. Если планируете кататься по лесу и плохо освещённым дорогам, то настоятельно рекомендую приобрести хороший передний фонарь.

В остальном рекомендации, которые актуальны для любого времени года: следить за состоянием велосипеда, чистить, смазывать и своевременно обслуживать своего железного (или карбонового :)) коня .

Одежда и снаряжение

Многие уверены, что самое страшное во время зимнего катания на велосипеде — это замёрзнуть. На самом деле замёрзнуть во время физической активности довольно сложно. А вот вспотеть, одевшись в излишне тёплую одежду, а после уже замёрзнуть — очень даже просто. На сегодняшний день в спортивных и туристских магазинах представлено огромное количество специальной зимней одежды, в т.ч. велосипедной. В большинстве своём она качествнная, технологичная, довольно износостойкая, но при этом некоторые вещи стоят просто заоблачных денег. Не каждый может себе позволить купить мембранную куртку за 18-20 тыс. рублей. Поэтому каждый обходится тем, что есть в наличии и на что хватает финансов. Да и скажу я вам прямо, если вы катаетесь для себя, не участвуете в гонках и не собираетесь отправиться в длительную экспедицию, то совершенно ни спокойно сможете обойтись более простым снаряжением

Шлем

Первым делом, если у вас ещё нет шлема, то самое время его приобрести. Знаете, падать головой об лёд, поребрик или дерево — удовольствие то ещё. Более того, были и смертельные случаи, когда человек просто падал с велосипеда на небольшой скорости и… всё. Так что обязательно купите себе велошлем и возьмите за привычку ездить только в нём, даже если отправляетесь просто прогуляться по соседнему парку.

Главное — сильно не потеть

Для себя я выработал одно простое правило — сначала, при выходе на улицу, должно быть немного холодно. То есть, если вы вышли из дома и не чувствуете некоторую прохладу, то есть вероятность, что вы оделись слишком тепло и уже через 15-20 минут вспотеете, а после чего начнёте мёрзнуть уже по-настоящему. Ещё один совет — перед поездкой одевайтесь, предварительно открыв окно.

Одеваемся слоями

Основная идея — одеваться слоями: термобельё отводит пот, утепляющий слой (например, тонкий флис) греет, ветрозащитный слой (куртка из мембраны, брезента, авизента и т.д.) помогает удерживать тепло и не даёт остыть на ветру, даже если вы всё же вспотели. Хорошо иметь с собой утеплённый жилет, который вы будете накидывать поверх одежды во время остановок.

Уровень дышимости и промокаемости изделия зачастую сильно зависит от его стоимости. Но это не значит, что если у вас нет возможности потратить на специальную одежду несколько десятков тысяч, то и помышлять о катании зимой не стоит. На самом деле люди одеваются кто во что горазд. Есть деньги на качественную мембрану? Хорошо. Нет денег? Не беспокойтесь, многие велосипедисты ездят в самых простых ветровках, куртках из брезента, авизента, кордуры и пр. материалов, изделия из которых не стоят баснословных денег. В общем, было бы желание.

Обувь

Отдельно коснусь вопроса ног, точнее обуви. Несмотря на то, что ноги велосипедиста находятся в постоянном движении, стопа при этом двигается мало и даже при не очень большом морозе ноги могут начать подмерзать уже через 20-30 минут. Держать ноги в тепле — очень важно, поэтому не стоит пытаться кататься зимой в кроссовках и другой лёгкой обуви. Если вы предпочитаете контактные педали, но при этом нет возможности купить специальную зимнюю велообувь (она нынче стоит весьма прилично), то я рекомендую оставить принципы и на зиму перейти на топталки (педали-платформы). Для зимней езды хорошо подходят утеплённые треккинговые ботинки или берцы. Есть те, кто катается даже в валенках 🙂 Главное чтобы обувь сидела не очень плотно, была не очень низкой, не промокала и позволяла одеть дополнительный тёплый носок. Если, несмотря на тёплую обувь, вы почувствовали, что ноги начинают подмерзать, то спешьтесь и пройдитесь минут 10 пешком. Ещё один очень хороший вариант — химические грелки, которые продаются во многих спортивных и туристских магазинах. Не обязательно покупать большие грелки во всю ступню, достаточно будет маленьких, которые вы сможете разместить в области пальцев ног (удобнее всего сверху).

Что взять с собой

Мой стандартный набор при однодневных зимних поездках примерно такой:

  1. Запасная камера
  2. Монтажки
  3. Насос
  4. Складной набор ключей
  5. Выжимка цепи
  6. Спицевой ключ
  7. Термос с чаем
  8. Запасная ветровка
  9. Утеплённый жилет
  10. Нож
  11. Перекус (бутерброды, печенье)
  12. Документы
  13. Немного денег
  14. Мобильный телефон

Всё это добро легко помещается в небольшой рюкзак объёмом в 25 л.

Где кататься

Опытные велотуристы часто ездят в сложные зимние походы или совершают многокилометровые рейды за один день. Если вы в седле недавно и для вас это первая зима за рулём велосипеда, то я не рекомендую ввязываться в подобного рода авантюры без хорошей предварительной подготовки. В противном случае можно отбить у себя всякое желание кататься дальше, да и здоровье попортить. Если недалеко от вашего дома есть лесопарк или просто парк, то лучше всего начать вкатываться именно там, постепенно и в своём темпе. Не стоит рвать жилы ради каких-то мифических результатов и достижений. Если вы читаете эти строки, то вряд ли планируете стать выдающимся велогоном, так что не стоит строить из себя профи, лучше просто кататься в своё удовольствие. В этом я убедился на своём опыте 😉 Не считайте километры, среднюю скорость и пр., просто получайте удовольствие от процесса

Если очень хочется отправиться куда-то подальше, то рекомендую найти местный велоклуб (благо они сейчас есть в большинстве городов) и поучаствовать в покатушке для начинающих, где никто не будет ломить с квадратным глазом, строя из себя Лэнса Армстронга. Вообще, дальние одиночные поездки гораздо опаснее, чем езда в группе, так что лучше находить себе компанию подходящую по скоростному режиму и интересам. Это касается не только зимней езды

Что касается езды в городе, скажем, каждый день на работу и по делам, то здесь всё неоднозначно и зависит от того, как далеко нужно ехать и насколько безопасный маршрут вы сможете построить. Если речь идёт о таких крупных городах как Москва или Санкт-Петебург и о ситуации, когда нужно каждый день ездить с окраины в центр и обратно, то я рекомендую отказаться от этой идеи. В таком случае вы будете вынуждены большую часть пути проделывать по проезжей части, что само по себе, с учётом нынешнего трафика и стиля вождения, очень опасно. Особенно по зиме и не имея должного опыта в управлении велосипедом. Да и постоянно дышать свежим выхлопом в огромных количествах — то ещё «удовольствие». В общем, вся польза от езды на велосипеде будет перечёркнута напрочь. Если вы проживаете в небольшом городе и есть возможность проложить не очень длинный и безопасный маршрут через тротуары и парки, то это меняет дело. Я сам на протяжении нескольких лет ездил на работу с окраины Санкт-Петербурга в центр, независимо от погоды и времени года, и не могу сказать, что это было сплошным удовольствием.

Итог

Езда на велосипеде зимой — это прекрасный способ активно отдохнуть, укрепить иммунитет и получить новые впечатления. В отдельных случаях велосипед может быть отличным транспортным средством на каждый день. При правильном подходе к экипировке ездить на велосипеде зимой не холодно и шанс заболеть во время физической активности крайне низок. Зимние велосипедные покрышки работают и с ними действительно можно ездить даже по чистому льду. В зимний период стоит воздержаться от поездок по дорогам общего пользования. Всегда одевайте шлем, яркую одежду и используйте задний и передний фонарь в тёмное время суток!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *