При езде по загруженным дорогам мы не всегда обращаем внимание на запах в салоне машины. В плотном потоке довольно сложно понять, от твоей он машины исходит или от едущих впереди. Сегодня я хочу обратить внимание владельцев автомобилей Шевроле Нива, а также новых Лада Нива Тревел, на один очень важный момент, который ни в коем случае нельзя игнорировать —поступление в салон угарного газа (CO). Вероятно для многих я не скажу ничего нового, но уверен, что кто-то может недооценивать степень серьёзности данной проблемы и, возможно, как и я, недоумевает, почему же пахнет выхлопом в салоне Шнивы. Вообще это касается и других машин, передвигающихся с помощью ДВС, но в случае Шнивы и Тревела есть некоторые конструктивные особенности, на которые я обратил внимание лишь спустя много лет владения. В первую очередь это актуально для автомобилей возрастом более 3-5 лет, но и владельцам свежих Лада Нива Тревел, где в этом плане вряд ли что-то сильно поменялось, тоже стоит принять к сведению.
Про опасность угарного газа (CO) я рассказывать здесь не буду. Думаю, что каждый взрослый человек о нём слышал, а многие смогут припомнить хоть одну историю, когда кто-то из знакомых «угорел» в доме с печным отоплением, бане, гараже или во время сна в автомобиле, например, отдыхая после рыбалки или охоты. CO — крайне опасен в первую очередь тем, что не имеет запаха. Вдыхающий его человек сначана не ощущает ничего, потом чувствует лёгкое недомогание, головокружение, тошноту, сонливость, которые легко списать на банальную усталость. Если вовремя выйти на свежий воздух, то всё пройдёт и можно даже не придать значения произошедшему. Но часто всё заканчивается печально.
Как понять, что в машину поступает угарный газ?
Самым явным сигналом может служить ощутимый запах выхлопа в салоне. Ещё раз уточню, что сам угарный газ не имеет запаха, но поскольку его поступление связано с выхлопом, то запах должен вас насторожить. Здесь нужно понимать, что запах выхлопа в салоне может периодически возникать и у совершенно исправного автомобиля, даже нового. Например, при длительной стоянке на месте, когда выхлопные газы задувает ветром под машину, а из-под неё они уже попадают в салон через вентиляцию. Да и сам кузов делеко не герметичен. Именно поэтому не стоит долго стоять на месте с работающим двигателем и тем более спать в машине. Бить тревогу нужно начинать тогда, когда появление запаха становится регулярным и ярко выраженным. Например, при движении по пустой дороге вне города, где достаточно чистый воздух, приоткрыв переднее окно, вы начинаете чувствовать запах выхлопа. Странно, откуда бы? Закрываете окно, и вот уже через минуту-другую выхлопа не чувствуется. Ещё страннее.
Первым делом нужно убедиться, что проблема заключается не в выхлопной системе. Например, может сечь глушитель. Причина — износ или плохое соедние в месте стыка. Данная неисправность часто сопровождается появлением цыкающего звука из-под днища автомобиля. При затыкании рукой глушителя звук может усиливаться. Осторожно, не обожгитесь, глушитель может быть горячим! Для точного выявления проблемы лучше заехать на СТО, где на подъёмнике обнаружить неисправность выхлопной системы будет проще и быстрее.
С глушителем проблем нет, выхлопные газы покидают двигатель в положенном месте, но где-то же их затягивает в салон? Здесь есть несколько конструктивных моментов данного автомобиля:
- Наличие вентиляционных отверстий в районе заднего бампера, точнее прямо под ним.
- Плохо работающие клапаны в вентиляционных отверстиях.
- Ковшеобразный задний бампер. Относится к Шнивам в обвесом Бертоне и новым Тревелам.
- Короткий глушитель, часто смотрящий в землю, т.е. под машину.
- Турбулентность кузова (на определённых скоростях выхлоп как бы притягивается к машине потоками воздуха).
В моём случае проблема всплыла, когда по дороге на дачу я почти потерял заднюю часть глушителя и вынужден был проехать больше 100 километров без неё. И ладно бы запах появлялся стоя на месте. Но нет, он был и на ходу, когда, казалось бы, весь выхлоп должно сдувать назад. При этом с закрытыми окнами в машине запаха почти не было. Но стоило открыть одно из окон, как ехать становилось невозможно. Тут-то я и обнаружил почти отвалившиеся вентиляционные клапаны с высохшими резинками под задним бампером. Решил замерить концентрацию CO в салоне при движении с открытыми окнами. Для этого использовал датчик, купленный для дачных нужд. От результата меня прошиб пот. Даже с предварительно заткнутыми полиэтиленовыми пакетами вентиляционными отверстиями и открытыми окнами, концентрация CO буквально за пару минут достигала 600-700 ppm. При этом с закрытыми окнами всё было нормально и выхлоп в салон не шёл, ну или практически не шёл. Так что ехал я и всю дорогу поглядывал на датчик, довольно сильно нервничая.
Позже я вспомнил, что запах выхлопа в салоне ощущал уже довольно давно. При этом замечал, что он исчезает, стоит только проехать некоторое время с закрытыми окнами. Я понимал, что где-то выхлоп подтягивается в салон, но ошибался в конкретном месте его попадания. Мне казалось, что это скорее какие-то хитрые завихрения воздуха за кормой и его тянет прямо в приоткрытое окно, хотя это и вызывало сомнения. Но стоило снять задний бампер и боковую обшивку багажника, как всё стало ясно — причина в вентиляционных отверстях в нижних углах кузова. Понятно, что с их помощью пытались улучшить циркуляцию воздуха внутри салона, что способстовало бы меньшему запотеванию стёкол и проветриванию полостей под обшивкой (которые, к слову, всё равно гниют на ура). Но получается, что вместе с водухом через отверстия попадает значительное количество пыли и выхлопа.
Что делать?
Тут несколько вариантов:
- Восставновить старые клапаны и посадить их на новый герметик. Будет ли это эффективно и сколько проходит — вопрос.
- Купить новые клапаны. Есть подозрение, что в негодность они придут достаточно быстро, а эффективность даже новых остаётся под вопросом.
- Заглушить вентиляционные отверстия совсем, пожертвовав вентиляцией.
Я выбрал последний вариант, т.к. нет особого желания проморгать момент, когда в салон снова начнёт поступать угарный газ в больших количествах. Вместе с этим вскрылся ещё один крайне неприятный помент связанный с обвесом Bertone. Если коротко, то он сильно способствует гниению машины изнутри. И если на вид всё выглядит хорошо, а на кузове даже не наблюдаются сколь-либо значительные жуки, то внутри всё может быть уже совсем печально. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Подводя итог
Обращаем пристальное внимание и без отлагательства смотрим состояние вентиляционных клапанов если:
- При движении с открытыми окнами появляется хорошо заметный запах выхлопа, но исчезает, если их закрыть.
- В салоне наблюдается повышенное количество пыли, а особенно в задней части.
- Вашему автомобилю больше 3-х лет.
Думаю, что не нужно отдельно говорить о том, что ни при каких обстоятельствах не стоит спать в Шниве с работающим двигателем, даже с приоткрытыми окнами и если уверены, что автомобиль полностью исправен, а выхлопная система нигде не сечёт. Труба с загибом под ковшеобразный бампер и вентиляционные отверстия там, где они есть — прекрасный путь для попадания угарного газа в салон. Так что при стоянке лучше уж помёрзнуть или использовать более тёплый спальник, но остаться живому, чем не проснуться вообще. К другим машинам это тоже относится, даже к гораздо более дорогим и технологичным. Желаю всем удачи и здоровья!